Обе НПП приказали долго жить
Как стало известно CNews, проект так называемой технологической платформы «Национальная программная платформа» (ТП «НПП»), курируемый Минэкономразвития, официально можно считать замороженным. Запись о начале ликвидации юрлица координатора проекта — АНО «НПП» — появилась в ЕГРЮЛ еще 2 октября 2015 г.
При этом по данным CNews, проект с идентичным названием — Национальная программная платформа, входящий в госпрограмму Минкомсвязи «Информационное общество (в 2011—2020 гг.)», — сейчас также существует лишь на бумаге. Деньги на него продолжают выделяться, но с 2012 г. все они в конце отчетных периодов возвращаются обратно в бюджет.
Таким образом, оба проекта, запущенных для содействия индустрии российского программного обеспечения, по факту оказались неэффективными.
Как не запутаться в двух НПП
Отправной точкой существования двух одноименных проектов можно считать 2010 г. Именно тогда, 3 августа на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден порядок формирования технологических платформ в различных отраслях (медицине, энергетике, транспорте и пр.).
Под платформой подразумевался «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки государства, гражданского общества)…».
Сам перечень этих платформ (порядка трех десятков) комиссия утвердила в апреле 2011. В сфере ИКТ он включил Национальную суперкомпьютерную технологическую платформу и НПП. Направлениями последней были заявлены базовое системное ПО (ОС, СУБД и пр.), программная и системная инженерия, распределенные и высокопроизводительные вычисления, интеллектуальные поисковые системы, телекоммуникации, навигация, мультимедиа и мобильные системы, технологии построения электронных государственных решений (в т. ч . электронное правительство) и пр.
Организационное оформление ТП «НПП» было завершено в декабре 2011 г. созданием автономной некоммерческой организации АНО «НПП», объединившей десятки компаний-разработчиков, институтов и ассоциаций. Учредителями АНО выступили РАН, госкорпорация «Ростех», Российский союз ректоров, а также ассоциации «Руссофт» и «Отечественный софт».
Координатором работы АНО стал входящий в «Ростех» концерн «Сириус». В беседе с CNews его тогдашний руководитель Леонид Ухлинов заверил, что именно эта организация в соавторстве с компанией «Альт Линукс» разрабатывала формулировки, описывающие направления деятельности ТП «НПП».
Что касается Национальной программной платформы Минкомсвязи, то по факту она оказалась юридически оформлена несколько раньше проекта под эгидой Минэка. Экс-замминистра Минкомсвязи, курировавший при Игоре Щеголеве программу «Информационное общество», Илья Массух подтвердил CNews, что эта НПП была включена в госпрограмму с самого начала ее утверждения — в конце 2010 г.
По уверению Ухлинова, это направление в «Информационном обществе» появилось с подачи «Сириуса», и соответственно концепцию проекта в Минкомсвязи можно считать сходной с НПП Минэка.
Сейчас в Минкомсвязи в разговоре с CNews отмечают, что официальной миссией НПП из «Информационного общества» являлось создание набора базовых программных продуктов для обеспечения технологической независимости государства от западных поставщиков проприетарного ПО и создание условий для обеспечения информационной безопасности критически важных систем.
Что случилось с НПП Минэка
По словам источника CNews, знакомого с хронологией событий, решение о закрытии АНО «НПП» было принято на собрании учредителей организации в конце лета 2015 г.
В Минэке, отвечая на вопрос о причинах ликвидации АНО, сообщили CNews, что в 2015 г. ведомство совместно с фондом «Центр стратегических разработок» и Институтом мировой экономики и информатизации провели оценку результативности деятельности технологических платформ. «Одним из критериев оценки является наличие и проработанность стратегической программы исследований, плана деятельности технологической платформы и других документов, — отмечают в Минэке. — В связи с непредставлением ТП “НПП” указанных документов, эта платформа попала в список отстающих».
Однако в министерстве подчеркивают, что ликвидация АНО была осуществлена не по инициативе и без согласования с Минэком, хотя вопрос дальнейшей судьбы платформы в ведомстве рассматривался.
«При этом ликвидировалась организация — координатор технологической платформы, а не технологическая платформа как таковая, — заявляют в министерстве. — Минэкономразвития считает направление, которое охватывала АНО “НПП”, стратегически важным и приоритетным. В этой связи на одном из ближайших заседаний Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета по модернизации и инновационному развитию будет рассмотрен вопрос о развитии указанного направления и, возможно, о выборе новой организации-координатора».
Что стало с НПП Минкомсвязи
Комментируя CNews положение дел в проекте НПП из «Информационного общества», в Минкомсвязи ограничились заверением в том, что идея создания НПП в части образования единого хранилища программ для ЭВМ и обеспечения использования указанных программ заинтересованными органами госвласти была воплощена в созданном национальном фонде алгоритмов и программ для электронных машин. «Приказом Минкомсвязи от 17 февраля 2014 г. № 22 Фонд введен в эксплуатацию. В настоящее время госорганами ведется его наполнение, — говорят в ведомстве.
В то же время, при изучении бюджета программы «Информационное общество» (в частности на 2016 г.) можно заметить, что «создание НПП» и «создание фонда алгоритмов и программ» — это разные позиции в финансовых документах.
По данным источника CNews, знакомого со спецификой распределения средств в госпрограмме, объем ее финансирования детализируется только до уровня основных мероприятий, в рамках которых уже представлены конкретные проекты.
В данном случае речь идет о мероприятии «Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России», внутри которого прописаны и НПП, и фонд, и еще несколько проектов. Бюрократическая система устроена так, что в бюджете нельзя избавиться только от одного проекта, не затронув остальные по тому же направлению. И даже нельзя отдельно отказаться от его финансирования, пусть никаких работ в его рамках реально и не предвидится. Можно только получить деньги, а потом вернуть их в бюджет.
Именно это и происходит по линии НПП. В 2012 г. на нее было выделено, а затем возвращено 115 млн, в 2013 г. — 7 млн, в 2014 г. — 70,4 млн, в 2015 г. — 53,26 млн, а в 2016 г. запланировано аналогично распорядиться 50,46 млн.
Что успели сделать по двум НПП
На данный момент можно констатировать, что по линии НПП Минэка фактически не было осуществлено ни одного проекта. В «Ростехе» заверили CNews, что все членские взносы участников (30 тыс. руб. в год) были израсходованы на хозяйственные нужды — аренду помещений для собраний, еду и пр. Государственных же денег проект не получал.
Что касается второй НПП, то в сентябре 2011 г. Минкомсвязи успело провести скандальный конкурс на создание прототипов базовых компонент НПП. Бюджет, выделенный на эти работы в рамках «Информационного общества» составлял 27 млн руб. На них претендовали «Альт Линукс», ВНИИНС, «РБК–софт», «Союзинформ», а также «Пингвин софтвер». Фактически они были приняты заказчиком лишь в конце декабря 2011 г.
Дальнейшее развитие проекта закончилось на том, что соответствующий контракт на 2012 г. не был заключен в установленный срок — до 1 февраля 2012 г.
О причинах неудач
С точки зрения гендиректора «Альт Линукса» Алексея Смирнова, отсутствие результатов по линии Минэка во многом обусловлено трансформациями в «Ростехе», в ходе которых в начале 2013 г. концерн «Сириус» был передан под управление холдинга «Росэлектроника», и ТП «НПП» осталась без формально назначенного координатора.
Данное обстоятельство усугублялось тем, что у рядовых членов АНО «НПП» отсутствовали какие-либо реальные полномочия по управлению деятельностью общества, что заметно гасило инициативу и заставляло многих вовсе отказаться от членства в организации.
Источник — www.cnews.ru